top of page
Фото автораАлександра.

Литургические Покровцы «Моление о Чаше». От старинного к современному.

Обновлено: 31 мая 2018 г.

От старинного к современному.

Церковная швейная мастерская Евфимия пошив монашеской и священнической одежды на заказ в Киеве.
Воздух " Моление о Чаше" старинная работа.

Церковная швейная мастерская Евфимия пошив на заказ вышитое облачения для схимника.
Воздух "Моление о Чаше" . Современная работа.

Предположительно Покровцы были вышиты монахинями золотошвеями Херсонского Благовещенского женского монастыря, в котором хранилась Касперовская икона Божией Матери В настоящее время она находится в Успенском соборе города Одесса.

  • Покровцы́, покрова́ — матерчатые платы, которыми покрываются дискос и потир во время литургии византийского обряда.

  • Покрывание происходит последовательно сначала малыми покровцами, каждый сосуд в отдельности, а затем оба вместе покрываются общим большим покровом. Меньшие по размеру покровы называются покровца́ми, больший — возду́хом.

  • Происхождение покровов древнее. Ранее всего вошли в употребление малые покровцы, которые исполняли практическую задачу — предохранение Святых Даров в сосудах от мух, пыли, чего особенно много в жарких странах Ближнего Востока. Большой покров был введён в церковное употребление позднее, в V веке, уже преимущественно из символических соображений.

После закрытия монастыря в 20ые годы прошлого столетия, монастырская ризница переехала в кафедральный Собор Святого Духа города Херсон.

Митрополит Херсонский Иоанн , который с 2006 года возглавил Херосонскую кафедру, проводя тщательный осмотр церковной утвари соборной ризницы, обнаружил обветшавшие, старинные и давно уже забытые Литургические Покровцы.


Церковная швейная мастерская Евфимия вышивка на заказ схимнического облачения.
Покровцы Литургические. Ручная вышивка залотом. Старинная работа.

Церковная швейная мастерская Евфимия вышитая схима на заказ.
Литургические покровцы. Ручная вышивка золотом. Старинная работа.

Владыка обратил на них особое внимание. Вид столь необычного художественно - тематического выполнения вышивки на Покровцах и Воздухе вызвал у него благоговейный трепет. Выяснилось также, что эти Покровцы использовались в Богослужениях ещё при покойном Митрополите Сергие (Петров). Почитая память древней женской обители и её почивших в Бозе обитательниц, Владыка Иоанн не мог допустить окончательного истления древнего творения. Вначале Владыка хотел отреставрировать Покровцы и Воздух. Но оказалось, что работа монахинь уже подвергалась, как минимум одному переносу на новый материал. Каким был прежний цвет бархата уже не узнать. Но и тот, что заменили, тоже совершенно утратил свой вид. Реставрация была выполнена не искусно по современным стандартам. Больше всех пострадал Воздух.


Церковная швейная мастерская Евфимия вытое облачение для схимника на заказ.
Воздух. Ручная вышивка золотом. Старинная работа.

Многие детали повреждены были безвозвратно. Но в защиту тех, кто всё же попытался как-то спасти золотошвейный рисунок – для того далёкого советского времени это было вполне приемлемо. Всё же они прослужили Митрополиту Сергию очень долго и смогли долежать до наших дней. Однако вернуть такому древнему изделию первоначальный вид практически невозможно было. Современный золотошвейный материал значительно отличается от старинных образцов. С этим уже ничего не поделаешь. Владыка Иоанн решил оставить Покровцы и Воздух, под должным вниманием в Соборной ризнице и хранить как реликвию. Так они и пребывали некоторое время, пока Владыка не решил показать Покровцы своему ближайшему другу и соратнику Архимандриту Варлааму (Гергелю), игумену Свято-Благовещенского мужского монастыря в Бортничах (Киев). Когда о. Варлаам увидел эти Покровцы, то сразу принял решение возродить наследие древних рукодельниц одноименной обители. Он обратился за советом и помощью к мастерицам золотошвеям Свято-Вознесенского Флоровского монастыря, который ещё со времён досточтимой игуменьи Флавии славился своими исключительными авторскими работами.

Так началась работа над новыми Покровцами.

Больше года трудились над вышивкой монахини и послушницы Флоровского обители.

Монахиня Леонида, монахиня Ираида (тогда ещё рясофорная послушница Лия), монахиня Христина, инокиня Александра, инокиня Анастасия. Работа была сложной и кропотливой. В старинном образце было очень много мелких деталей, которые практически не используются в современном шитье, поскольку техника старинного шитья тесно переплетается с используемым материалом.


Церковная швейная мастерская Евфимия.
Работа м.Леониды. Моление о Чаше Воздух.

Церковная швейная мастерская Евфимия.
Работа м. Леониды. Моление о Чаше. Ручная работа. Вышивка золотом и шёлком.

Однако мастерицам с Божьей помощью и молитвами о.Варлаама, используя все своё мастерство и знания, удалось добиться желаемого результата в вышивке. Окончательный свой вид они приобрели уже в швейной мастерской Свято-Благовещенского монастыря. И так появилась современная копия с образца столетней давности.


Церковная швейная мастерская Евфимия пошив подрясник, мантия, ряса на заказ.
Литургические покровцы. Ручная вышивка: золотая нить, канитель, шёлковая нить. Современная работа.

Ныне она храниться в ризнице Свято-Благовещенского монастыря и используется во время Богослужения на большие праздники. Вы всегда можете посетить обитель во время Литургии и увидеть одно из многочисленных наследий прошлой эпохи настоящих золотошвей-художниц.

Автор текста Александра. Управляющая швейной мастерской Евфимия.


Церковная швейная мастерская Евфимия пошив священнических и монашеских облачений на заказ.
Свято-Благовещенский мужской монастырь Киевскй Назарет.

Облачение церковное, схимническое вышитое облачение, пошить греческий подрясник, клобук монашеский, стихарь.

337 просмотров0 комментариев

Недавние посты

Смотреть все

Comments


bottom of page